Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.
Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом ком состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний " материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
При производстве судебных автотехнических экспертиз мы используем уникальные методы и способы, позволяющие с высокой долей достоверности воспроизвести рассматриваемую дорожно-транспортную ситуацию с установлением мельчайших подробностей. Достижение высокой точности при проведении реконструкции обеспечивается использованием лицензионных программных продуктов PC-CRASH и PC-RECT, разработчиком которых является Dr. Steffan Datentechnik Ges.m.b.H Linz, Austria. Представителем в Восточной Европе является UAB "Impulsana" http://impulsana.com/ под руководством эксперта-автотехника с колоссальным успешным опытом работы в НИИ и авторитетных экспертных бюро Европы, д.т.н. Валентина Митунявичуса. Экспертный состав отдела автотехнической экспертизы нашей организации не менее 3 раз в год проходит повышение квалификации по работе и использованию данных программных продуктов, что позволяет применять самые новые способы и методы при решении экспертных задач. Здесь возможно подробнее ознакомиться с возможностями данных программных продуктов и убедиться в их возможностях.
САТЭ подразделяется на следующие виды:
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуации (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, механическом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:
Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) поломки деталей ТС.
Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП — вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП - обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи.
Судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя ТС - вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП.
Каждая из этих задач охватывает ряд подзадач, которые могут решаться самостоятельно независимо от основной задачи.
Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые САТЭ задачи. В зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач